Версия для слабовидящих

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ

17 Февраля 2021

В ходе специальной пресс-конференции директор ТФОМС Агата Ткачева рассказала о новеллах в системе ОМС в 2021 году: что изменится в работе медицинских организаций и какую помощь пациенты смогут получить бесплатно?

Какие новые медицинские услуги южноуральцы могут получить по полису ОМС в 2021 году?

В настоящее время обязательное медицинское страхование включает в себя практически всю медицинскую помощь, которая может понадобиться пациенту при наступлении страхового случая, как в экстренной ситуации, так и в плановом порядке. По этой причине говорить о принципиальном расширении перечня медицинских услуг в 2021 году не приходится. Однако определенные изменения действительно произошли, и касаются они, прежде всего, профилактического направления.

С этого года в программу диспансеризации включена ранняя диагностика сахарного диабета. При подозрении на нарушения углеводного обмена терапевт направит пациента на исследование уровня гликированного гемоглобина – показателя среднего уровня сахара в крови на протяжении последних нескольких месяцев. Ранее данное исследование было исключительно специализированным и в скринигах не использовалось. А если врач заподозрит атипичное образование на коже, то назначит консультацию врача-дерматовенеролога, а также дерматоскопию – углубленное исследование кожного покрова. Рак кожи уже на протяжении многих лет неизменно занимает одну из лидирующих позиций в распространении злокачественных новообразований.

Ситуация с коронавирусной инфекцией диктует необходимость постоянного проведения тестирования населения. В связи с этим в 2021 году установлены объемные и финансовые нормативы обеспечения граждан тестированием на выявления РНК COVID-19 методом ПЦР в амбулаторных условиях. Подчеркну, что для пациентов данная услуга абсолютно бесплатна, из средств ОМС на эти цели выделено почти 300 млн рублей.

На каком уровне сегодня финансирование за счет средств ОМС? Как оно изменилось по сравнению с 2020 годом?

В России сумма средств, направляемая государством на бесплатное оказание медицинской помощи гражданам по ОМС, увеличивается ежегодно. В этом году субвенция Федерального фонда ОМС, которая составляет основную часть доходов ТФОМС Челябинской области, выросла более чем на 1 млрд рублей. Таким образом, на финансирование медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС в 2021 году будет направлено 51,1 млрд рублей. Из них 24 млрд – на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в круглосуточном стационаре, около 18,5 млрд рублей – на амбулаторно-поликлиническую помощь, 5,3 млрд – на медицинскую помощь в условиях дневных стационаров и 3,1 млрд рублей – на оплату скорой медицинской помощи.

Законом о бюджете уже установлены плановые параметры бюджета фонда на 2022-2023 годы, где наблюдается еще больший по сравнению с нынешним годом рост финансирования –55,1 и 58,1 млрд рублей соответственно.

Ежегодно увеличивается и подушевой норматив финансирования в расчете на каждого жителя Челябинской области, застрахованного в сфере ОМС. Интересно наблюдать динамику изменений этого показателя за последние 10 лет. К примеру, если в 2010 году подушевой норматив составлял 3 188 рублей на одного застрахованного, в 2015 году – 9 012 рублей, а на 2021 год он утвержден уже в размере 14 767 рублей.

Увеличились ли объемы медицинской помощи в стационарах и по каким направлениям?

В этом году нормативы объемов оказания медицинской помощи в круглосуточном стационаре не увеличились, а даже несколько снизились по сравнению с 2020 годом. На это есть вполне объективная причина – в 2021 году выделены отдельные объемные и финансовые нормативы для медицинских организаций федерального подчинения. У нас в регионе насчитывается 9 таких медицинских организаций. Финансовое обеспечение, как и объемы медицинской помощи, для данных учреждений не доведены до территориального фонда ОМС. По новому порядку они будут направляться напрямую из Федерального фонда ОМС, который будет осуществлять расчеты за медицинскую помощь, контролировать ее качество, а также возьмет на себя функцию по защите прав застрахованных пациентов, получивших помощь в федеральных медорганизациях.

Может ли пациент в системе ОМС обратиться за медицинской помощью в поликлинику не по прописке?

Это достаточно частый вопрос, с которым пациенты обращаются к нам в фонд. Подробные разъяснения содержатся в письме Федерального фонда ОМС от 2 апреля 2019 года, оно размещено на нашем сайте foms74.ru, где с ним можно ознакомиться подробно. В соответствии Федеральным законом № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданин имеет право выбора медицинской организации, в том числе по территориально-участковому принципу, для оказания первичной медико-санитарной помощи один раз в год. В случае изменения места жительства или места пребывания – чаще. Никаких ограничений этого права законом не предусмотрено.

Также гражданин может осуществить выбор участкового врача не чаще чем один раз в год, но уже при условии его согласия.

Какие особенности прохождения диспансеризации будут в этом году?

Диспансеризация взрослого населения проходит уже много лет и медицинские организации делают все возможное, чтобы привлечь максимальное количество людей на профилактические осмотры. В настоящий момент пройти их смогут граждане не старше 65 лет: для последних такая возможность появится только после полного снятия в регионе всех ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией.

Большинству граждан участвовать в медицинских осмотрах удобнее вечером или в выходные дни, поэтому все поликлиники региона идут навстречу работающему населению и организуют проведение диспансеризации согласно установленным графикам в вечернее время и по субботам. Также для этих целей законодательством предусмотрены дополнительные оплачиваемые выходные дни: граждане имеют право на освобождение от работы на один рабочий день в соответствии с периодичностью прохождения диспансеризации, то есть один раз в три года либо ежегодно. Работающим пенсионерам и людям предпенсионного возраста предоставляется два оплачиваемых выходных дня ежегодно.

Диспансеризация проводится с определенной периодичностью. Лица в возрасте от 18 до 39 лет включительно проходят профилактические обследования один раз в три года; в возрасте 40 лет и старше - ежегодно. В 2021 году пройти диспансеризацию могут граждане следующих годов рождения: 2003, 2000, 1997, 1994, 1991, 1988, 1985, 1982, 1981, 1980, 1979, 1978, 1977, 1976,1975 и т.д.

Каковы основные итоги работы фонда в 2020 году?

Безусловно, 2020 год для всей системы здравоохранения стал очень непростым и практически полностью прошел под знаком борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Уже начиная с первых случаев регистрации коронавирусной инфекции в марте 2020 года, в системе ОМС был принят рад важных решений, направленных на сохранение доступности медицинской помощи для населения и финансовой устойчивости медицинских организаций.

Была приостановлена всероссийская диспансеризация населения. Около 1,5 млрд. рублей, запланированных на эти цели, были доведены до медицинских организаций в рамках подушевого финансирования. Данная мера позволила больницам направлять эти деньги на борьбу с COVID-19.

Также был запущен механизм 100%-го авансирования медицинских организаций, что во многом помогло им на фоне снижающихся объемов оказания плановой помощи покрывать все необходимые расходы.

По причине высоких затрат и специфике диагностики и лечения пациентов с COVID-19 были установлены новые тарифы на оплату медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в круглосуточном стационаре. В зависимости от тяжести заболевания оплата одного случая лечения составила от 75 тыс. до 336 тыс. рублей, что существенно выше средних тарифов.

В целях компенсации выпадающих доходов медицинские организации в качестве финансовой поддержки получили 650 млн рублей. В связи со сложившейся ситуацией около 500 млн рублей поступило из федерального бюджета в Челябинскую область на возмещение дополнительных расходов.

В общей сложности в 2020 году оплата медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией только из средств ОМС составила почти 7,5 млрд рублей.


Возврат к списку

Полис ОМС: нововведения в период пандемии COVID-19
Плановая госпитализация
Рекомендации для лиц с хроническими заболеваниями в условиях COVID-19

Права пациентов по полису ОМС при заражении коронавирусной инфекцией
Углубленная диспансеризация после COVID-19
Реабилитация пациентов по полису ОМС после COVID-19

Региональные новости

Территориальные фонды

8 800 550-33-03

Телефон Горячей линии Федерального фонда ОМС по вопросам оказания специализированной медицинской помощи в федеральных медицинских организациях

Режим работы:
ежедневно с 00:00 до 19:00 по московскому времени

Горячие линии

Во всех субьектах Российской Федерации действуют горячие линии территориальных фондов обязательного медицинского страхования

При обращении на горячие линии граждане могут получить консультативную помощь по вопросам:

  • о наличии права и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • о наличии права и порядке выбора медицинской организации и врача в соответствии с законодательством;
  • о режиме работы медицинской организации;
  • о порядке получения различных видов медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования;
  • о возможности прохождения диспансеризация и профилактических медицинских осмотров.
(495) 952-93-21

Телефон горячей линии МГФОМС

Аналитика

Данные на 01.01.2021

Данные на 01.01.2021

Данные на 01.01.2021

Данные на 01.01.2021

Данные на 01.01.2021

Данные на 01.01.2021

 

Застрахованных лиц по данным за 2017-2021 гг

Медицинских организаций ОМС по данным за 2017-2021 гг

Страховых медицинских организаций по данным за 2017-2021 гг

Среднемесячная заработная плата врачей по данным за 2016-2021 гг

Медицинских организаций, оказывающих ВМП по данным за 2016-2021 гг

Застрахованных лиц, получивших ВМП по данным за 2016-2021 гг

 

Направление деятельности

Организация ОМС

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования.

Во исполнение установленных функций, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравнивание финансовых условий деятельности территориальный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования путем направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования финансовых средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Финансово-экономическая деятельность

Финансово-экономическая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на:

  • разработку проектов федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и на плановый период, о внесении изменений в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования текущего финансового года, об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за отчетный финансовый год;
  • составление и ведение сводной бюджетной росписи бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение исполнения бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем финансовом году, в том числе финансирование мероприятий, возникающих в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и реализуемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • осуществление сбора и анализа информации о финансовых средствах в сфере обязательного медицинского страхования;
  • обеспечение реализации ведомственной целевой программы «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации».

  • Ведомственная целевая программа «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации»
  • Ведомственная целевая программа «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации» (далее – ВЦП) разработана в соответствии с пунктом 10 Правил разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2017 № 1242, и Положением о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239.

    ВЦП является важнейшим инструментом эффективной государственной политики, направленной на обеспечение стратегических целей развития здравоохранения и обязательного медицинского страхования, сформулированных в Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и Федеральном законе от 29.10.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

    Успешная реализация ВЦП позволит реализовать базовые конституционные права граждан на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи.


    Приказ ФОМС от 9.12.2019 № 244
    Об утверждении ведомственной целевой программы «Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации
  • Предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
  • В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды).

    Размер субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, рассчитывается в соответствии с единой для всех субъектов Российской Федерации Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 462 (далее – Методика).

    В соответствии с Методикой объем субвенций, предоставляемый бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, и, в целях учета региональных особенностей субъектов Российской Федерации, коэффициента дифференциации, рассчитываемого для каждого субъекта Российской Федерации. Распределение субвенций на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и плановый период.

    Субвенции предоставляются при условии соответствия объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации, размеру страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», и при условии перечисления в бюджет Федерального фонда ежемесячно, не позднее 28-го числа, одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

    Субвенции бюджета ТФОМС на выполнение переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере ОМС, млрд. рублей

  • Финансовое обеспечение Родовых сертификатов
  • Ежегодно из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1233 «О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни» предоставляются межбюджетные трансферты:

    • на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до 3 месяцев на диспансерный учет;
    • на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.


    Постановление Правительства от 31.12.2010 № 1233
    О порядке финансового обеспечения расходов на оплату медицинским организациям услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни
  • Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • В целях повышения эффективности расходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и качества управления средствами обязательного медицинского страхования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды) в соответствии с приказом Федерального фонда от 19.01.2015 № 6 «Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента фондов обязательного медицинского страхования» осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов.

    Предметом мониторинга является качество финансового менеджмента, осуществляемого территориальными фондами.

    Критерии качества финансового менеджмента включают следующее:

    • точность финансового планирования;
    • эффективность управления дебиторской задолженностью;
    • качество работы по восстановлению средств обязательного медицинского страхования;
    • полнота и своевременность исполнения бюджетных обязательств;
    • эффективность управления кредиторской задолженностью;
    • своевременность осуществления межтерриториальных расчетов;
    • соблюдение финансовой дисциплины;
    • наличие системы внутреннего контроля;
    • качество работы по судебным искам;
    • трудовой потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения фонда.


    Рейтинг ТФОМС за 2016 год
    Рейтинг ТФОМС за 2017 год
    Рейтинг ТФОМС за 2018 год
  • Размещение временно свободных средств
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет размещение временно свободных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2010 № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».



    Постановление Правительства от 31.12.2010 № 1225
    О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования

Правовая деятельность

Согласно Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857, одними из функций ФОМС являются:

  • издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации;

  • утверждение формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

  • осуществление международного сотрудничества в сфере обязательного медицинского страхования;

  • право на организацию подготовки и дополнительного профессионального образования, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

Контрольно-ревизионная деятельность

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 7, пунктом 7 части 8 статьи 33, части 12 статьи 50.1, части 12.5 статьи 51  Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями) и на основании пункта 8 Устава Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за соблюдением субъектами и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.

Основные функции Контрольно-ревизионного управления:

  • контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение проверок и ревизий;

  • проведение аналитической работы по результатам проверок;

  • разработка методологии проведения финансового контроля деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • проведение аналитической работы по отчетным данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования о результатах деятельности их контрольно-ревизионных подразделений;

  • осуществление контроля за выполнением территориальными фондами обязательного медицинского страхования мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных при проверках.

Контрольно-ревизионная деятельность ФОМС:

Приказ ФОМС от 16 апреля 2012 года № 73 "Об утверждении Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".

Приказ ФОМС от 19 декабря 2013 года № 260 "Об утверждении порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования".

Типовая программа проверки (ревизии) соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2017 и 2018 годах.

Полезные ссылки

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а
E-mail: general@ffoms.ru

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

Телефон для справок по осуществлению защиты прав застрахованных лиц:
(495) 870-96-80, доб. 1033, 1042

Телефон для справок по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1520, 1517, 1513, 1514, 1516