ВКонтакте telegram Одноклассники
Изображения:
Цветовая схема: A A A     Шрифт: A A A     Обычная версия
Главная / Система ОМС РФ / О Федеральном фонде ОМС / Модернизация ОМС / Тарифная политика в системе обязательного медицинского страхования

Тарифная политика в системе обязательного медицинского страхования

В настоящее время на территории всей Российской Федерации установлены единые способы оплаты медицинской помощи, а также подходы к формированию соответствующих тарифов за оказанную медицинскую помощь. 

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 и на плановой период 2025 и 2026 годов при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по ОМС в Российской Федерации:

- при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях:

  • по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц (за исключением расходов на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала с целью диагностики онкологических заболеваний и подбора противоопухолевой лекарственной терапии (далее - молекулярно-генетические исследования и патолого-анатомические исследования биопсийного (операционного) материала), на проведение тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации и диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, а также средств на оплату диспансерного наблюдения, включая диспансерное наблюдение работающих граждан, и финансовое обеспечение фельдшерских здравпунктов, фельдшерско-акушерских пунктов) с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации (включая показатели объема медицинской помощи), перечень которых устанавливается Министерством здравоохранения Российской Федерации, в том числе с включением расходов на медицинскую помощь, оказываемую в иных медицинских организациях и оплачиваемую за единицу объема медицинской помощи;

  •  за единицу объема медицинской помощи – за медицинскую услугу, посещение, обращение (законченный случай) при оплате: 

  •  медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования; 

  •  медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц; 

  •  медицинской помощи, оказанной медицинской организацией (в том числе по направлениям, выданным иной медицинской организацией), источником финансового обеспечения которой являются средства подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц, получаемые иной медицинской организацией; 

  •  отдельных диагностических (лабораторных) исследований - компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19); 

  •  профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации и диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин; 

  •  диспансерного наблюдения отдельных категорий граждан из числа взрослого населения, включая диспансерное наблюдение работающих граждан и (или) обучающихся в образовательных организациях; 

  •  медицинской помощи по медицинской реабилитации (комплексное посещение); 

- при оплате медицинской помощи, оказанной в стационарных условиях, в том числе для медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях (структурных подразделениях):

  •  за случай госпитализации (законченный случай лечения) по поводу заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний, группу высокотехнологичной медицинской помощи), в том числе в сочетании с оплатой за услугу диализа; 

  •  за прерванный случай госпитализации в случаях прерывания лечения по медицинским показаниям, перевода пациента из одного отделения медицинской организации в другое, изменения условий оказания медицинской помощи пациенту с круглосуточного стационара на дневной стационар, оказания медицинской помощи с проведением лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях, в ходе которой медицинская помощь по объективным причинам оказана пациенту не в полном объеме по сравнению с выбранной для оплаты схемой лекарственной терапии, в том числе в случае прерывания лечения при возникновении абсолютных противопоказаний к продолжению лечения, не купируемых при проведении симптоматического лечения, перевода пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписки пациента из медицинской организации в случае его письменного отказа от дальнейшего лечения, смерти пациента, выписки пациента до истечения 3 дней (включительно) со дня госпитализации (начала лечения), за исключением случаев оказания медицинской помощи по группам заболеваний, состояний, приведенных в приложении № 7 к Программе, в том числе в сочетании с оплатой за услугу диализа;

- при оплате медицинской помощи, оказанной в условиях дневного стационара:

  •  за случай (законченный случай) лечения заболевания, включенного в соответствующую группу заболеваний (в том числе клинико-статистическую группу заболеваний, группу высокотехнологичной медицинской помощи), за услугу диализа (в том числе в сочетании с оплатой по клинико-статистической группе заболеваний, группе высокотехнологичной медицинской помощи); 

  •  за прерванный случай оказания медицинской помощи в случаях прерывания лечения по медицинским показаниям, перевода пациента из одного отделения медицинской организации в другое, изменения условий оказания медицинской помощи пациенту с дневного стационара на круглосуточный стационар, оказания медицинской помощи с проведением лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях, в ходе которой медицинская помощь по объективным причинам оказана пациенту не в полном объеме по сравнению с выбранной для оплаты схемой лекарственной терапии, в том числе в случае прерывания лечения при возникновении абсолютных противопоказаний к продолжению лечения, не купируемых при проведении симптоматического лечения, перевода пациента в другую медицинскую организацию, преждевременной выписки пациента из медицинской организации в случае его письменного отказа от дальнейшего лечения, смерти пациента, выписки пациента до истечения 3 дней (включительно) со дня госпитализации (начала лечения), за исключением случаев оказания медицинской помощи по группам заболеваний, состояний, предусмотренных приложением № 7 к Программе, в том числе в сочетании с оплатой за услугу диализа (в том числе в сочетании с оплатой по клинико-статистической группе заболеваний, группе высокотехнологичной медицинской помощи);

- при оплате скорой медицинской помощи, оказанной вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации):

  •  по подушевому нормативу финансирования;

  •  за единицу объема медицинской помощи - за вызов скорой медицинской помощи (используется при оплате медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования, а также оказанной в отдельных медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц).

При оплате медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своем составе подразделения, оказывающие медицинскую помощь в амбулаторных, стационарных условиях и в условиях дневного стационара, а также медицинскую реабилитацию, может применяться способ оплаты по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся к такой медицинской организации лиц, включая оплату медицинской помощи по всем видам и условиям предоставляемой медицинской организацией медицинской помощи, с учетом показателей результативности деятельности медицинской организации, в том числе показателей объема медицинской помощи. При этом из расходов на финансовое обеспечение медицинской помощи в амбулаторных условиях исключаются расходы на проведение компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии, ультразвукового исследования сердечно-сосудистой системы, эндоскопических диагностических исследований, молекулярно-генетических исследований и патолого-анатомических исследований биопсийного (операционного) материала, тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), профилактических медицинских осмотров и диспансеризации, в том числе углубленной диспансеризации и диспансеризации для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин, а также расходы на оплату диспансерного наблюдения, включая диспансерное наблюдение работающих граждан и (или) обучающихся в образовательных организациях, и расходы на финансовое обеспечение фельдшерских здравпунктов и фельдшерско-акушерских пунктов.
В рамках подушевого норматива финансирования на прикрепившихся лиц при финансовом обеспечении первичной (первичной специализированной) медико-санитарной помощи могут выделяться подушевые нормативы финансирования на прикрепившихся лиц по профилю "акушерство и гинекология" и (или) "стоматология" для оплаты первичной (первичной специализированной) медико-санитарной помощи по соответствующим профилям.
Ежегодно с 2013 года в российскую модель КСГ вносятся изменения, необходимые для совершенствования механизма финансового обеспечения медицинской помощи в целях снижения неэффективных расходов медицинских организаций, перераспределения на дневной стационар объемов медицинской помощи при заболеваниях, не требующих круглосуточного наблюдения.
На протяжении последних лет модель КСГ постоянно совершенствуется путем расширения и увеличения количества групп, включения в них диагностических исследований и методов лечения.
Так, в 2013 году была разработана модель с применением 187 КСГ, а в 2024 году уже оплачивается 438 КСГ в стационарных условиях и 207 КСГ в условиях дневного стационара.
В целях обеспечения единой на территории Российской Федерации методологии формирования тарифов на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в субъекты Российской Федерации направляются Методические рекомендации по способам оплаты медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, утвержденные коллегиальным решением с учетом экспертной оценки членов Рабочей группы Минздрава России по подготовке методических рекомендаций по реализации способов оплаты медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в состав которой входят представители Минздрава России, Федерального фонда ОМС, территориальных фондов ОМС, медицинских сообществ, а также большинство главных внештатных специалистов Минздрава России.

Основные приоритетные направления реализации тарифной политики на 2024 год:

- продолжение работы по внедрению единой тарифной политики на территории всех субъектов Российской Федерации;

- формирование и актуализация перечня групп заболеваний и патологических состояний для оплаты специализированной медицинской помощи и перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи в целях формирования проекта Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в связи с переходом на оказание медицинской помощи в соответствии с клиническими рекомендациями;

- совершенствование модели КСГ путем расширения и увеличения количества групп, включения в них диагностических исследований и методов лечения;

- совершенствование механизма финансового обеспечения медицинской помощи в целях снижения неэффективных расходов медицинских организаций, перераспределения на дневной стационар объемов медицинской помощи при заболеваниях, не требующих круглосуточного наблюдения;

- более четкое разграничение специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи, изменение подходов к формированию поправочных коэффициентов, применяемых при расчете стоимости медицинской помощи, оплачиваемой по КСГ; 

-  внедрению единых для всей Российской Федерации подходов к оценке показателей результативности деятельности медицинских организаций, которые будут использоваться при оплате медицинской помощи в амбулаторных условиях по подушевому нормативу финансирования.

Совершенствование подходов к оплате медицинской помощи в 2024 году:

В 2024 году в систему учета и оплаты медицинской помощи внесены следующие изменения:

- предусмотрено выравнивание подушевых нормативов финансирования для городских и сельских медицинских организаций;

- включены профилактические мероприятия для оценки репродуктивного здоровья женщин и мужчин;

- расширены возможности применения искусственного интеллекта при проведении маммографических исследований в рамках проведения профилактических медицинских осмотров;

- впервые предусмотрена возможность проведения за счет средств обязательного медицинского страхования консультирования пациента медицинским психологом для комплексной оценки состояния здоровья пациента;

- впервые выделены нормативы объема диспансерного наблюдения работающих граждан, а также по сахарному диабету; болезням системы кровообращения и онкологии при стоимости комплексных посещений;

- выделены 9 новых КСГ, предполагающих оперативное вмешательство лапароскопическим доступом;

- пересчитаны КСГ для оплаты лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях для взрослых, случаев лечения с применением генно-инженерных биологических препаратов и селективных иммунодепрессантов, а также медицинской помощи больным с вирусным гепатитом С в условиях дневного стационара исходя из фактических закупочных цен на лекарственные препараты;

- впервые установлены средние нормативы объема и финансовых затрат на единицу объема для оказания медицинской помощи больным с вирусным гепатитом С в условиях дневного стационара;

- выделены в отдельные КСГ случаи лекарственной терапии хронического вирусного гепатита B без дельта агента и с дельта агентом;

- установлены ограничения по перечню медицинских организаций, которые будут проводить процедуру ЭКО (не менее 100 процедур ЭКО в течение предыдущего периода за счет всех источников финансирования).